Неисправная свеча зажигания приводит к потере мощности автомобиля. При длительной эксплуатации двигателя с подключенной к нему неработающей деталью возможно повреждение силового агрегата, что повлияет на работу всех систем автомобиля. Поэтому важно следить за работоспособностью этих элементов. Для проверки свечей зажигания достаточно обратиться в автосервис, имеющий необходимое оборудование. Но можно обойтись и без лишних затрат, так как сделать тестер свечей зажигания своими руками сможет даже новичок.
Как заметить неисправность
Есть ряд признаков, которые позволят заметить неисправность свечи еще до того, как вы ее проверите. Основным признаком проблемы является невозможность запуска силового агрегата из-за отсутствия зажигания в системе. Повышенный расход топлива при работе двигателя также является основанием для подозрения на неисправность. Чтобы компенсировать потерю мощности цилиндра, необходимо использовать больше топлива.
Свеча зажигания
Среди других признаков неисправности свечей можно выделить следующие:
- Наличие вспышек, спровоцированных некорректной работой фонарей, что сопровождается перебоями в работе силового агрегата.
- Останавливает двигатель после выключения стартера.
- Неисправность катализатора. Искра, создаваемая свечами зажигания, воспламеняет топливо, подаваемое в цилиндр. Если этот элемент работает неправильно, в катализатор попадает лишнее топливо, после чего оно окисляется.
- Возникновение затруднений при запуске двигателя в холодное время года.
- Наличие механических дефектов на поверхности элемента.
- Наличие отложений, окрашенных в черный цвет.
Все перечисленные выше признаки позволяют заподозрить свечи как основную причину выхода из строя. Эти элементы необходимо проверять под давлением с помощью специальных приспособлений, которые можно найти в автосервисах. Однако существует несколько методов проверки свечей зажигания без давления.
Как проверить работоспособность свечей зажигания
Конструкция большинства автомобилей позволяет без особого труда отсоединить элементы зажигания. Это облегчает процесс проверки свечей.
Есть несколько способов сделать эту процедуру, не прибегая к помощи специалистов:
- «на звук»;
- «какая искра»;
- с помощью мультиметра;
- с помощью ружья».
Первые два способа самые простые. С ними справится даже новичок. Они не требуют специальных инструментов и навыков. Устройства, предназначенные для такой процедуры, также просты в использовании. При желании вы можете самостоятельно создать устройство, выполняющее эти функции.
Свеча зажигания
Проверка «на звук»
На издаваемые им звуки влияет нарушение работы цилиндров двигателя. Если одна из деталей не справляется со своими функциями, цилиндр работает неправильно, меняется характер звука двигателя. Это свойство можно использовать в диагностике. Вы должны действовать следующим образом:
- Запустить двигатель. Вспомни звук, который они издают.
- Отсоединяем провода от каждой свечи (по одному) и одновременно проверяем на наличие изменений. Если вы отключите рабочий свет, устройство будет издавать звук, отличный от исходного.
- Неисправный элемент можно определить, если звук двигателя не меняется при выключении свечи.
Это самый простой способ проверки, доступный каждому. Для такой диагностики не нужны никакие инструменты. Однако метод имеет ряд недостатков. Во-первых, использовать топливо во время теста. Второй – невозможность определить характер поломки и ее причину. Метод позволяет только выявить неисправность и заменить элемент.
Кроме того, изменения звука не всегда настолько очевидны, чтобы можно было обнаружить проблему. В некоторых случаях заметить разницу довольно сложно. С помощью искрового теста легче обнаружить проблему. Более надежный способ: построить стенд для проверки свечей зажигания своими руками.
Проверка «на искру»
Второй способ не менее прост, но свечу необходимо снять. Поэтому у владельца автомобиля должен быть специальный ключ, предназначенный для этой операции. Если нет, то его можно приобрести в любом магазине автозапчастей. Чтобы проверить, вы должны сначала удалить элемент.
В первую очередь от детали отсоединяется колпачок провода. Затем он удаляется с помощью специального ключа. Перед тем, как перейти непосредственно к тесту производительности, необходимо провести определенную подготовительную работу. Поверхность фонаря необходимо очистить от отложений, а зазор между электродами проверить щупом (стандартное значение этого параметра можно узнать, прочитав руководство по эксплуатации автомобиля).
Если зазор соответствует регламенту, можно переходить к тесту. Для этого к открученной свече нужно подключить высоковольтный провод и прислонить последнюю к какой-либо части автомобиля из металла (так осуществляется электрический контакт). После включения стартера нужно следить за искрой со свечи. Отсутствие искры свидетельствует о неисправности детали. Искры красного цвета говорят о ненормальной работе элемента. Рабочая часть производит мощные и яркие синие искры.
Мультиметр
Использование мультиметра
Несмотря на распространенное среди населения мнение, мультиметр не является прибором для проверки работоспособности свечей. Использование не гарантирует распознавания нефункционирующего элемента. Однако с помощью этого прибора можно проверить свечу зажигания на предмет короткого замыкания внутри, а также провода, ведущие к ней.
Чтобы проверить наличие короткого замыкания, выполните следующие действия:
- Выключите свечу.
- Подсоедините один провод прибора к входу элемента, другой — к проводу, то есть базе.
- Настройте мультиметр (сопротивление — двадцать кОм).
Если при проверке был обнаружен контакт, причиной проблемы могут быть дефекты изолятора, что приводит к короткому замыканию. При наличии контакта будет отображаться сопротивление, как и мультиметр. Попутно можно проверить сопротивление проводов. В случае, если этот параметр ниже требуемого, требуются запасные части.
Пьезопистолет
Проверка свечей зажигания под давлением своими руками осуществляется с помощью пьезопистолета. Это специальный стенд, позволяющий проверить фары на работоспособность, не выключая их двигатель. Он выглядит как пистолет со щупом, снабженным специальной лампой (работающей как индикатор) и пластмассовым колпачком, содержащим сердечник, соединенный с проводом.
Прежде чем приступить к диагностике, необходимо тщательно очистить деталь, что позволит избежать неверных результатов. После этого с элемента снимается высоковольтный провод, на его место устанавливается пластиковый колпачок. Наконечник пистолета должен упираться в головку блока цилиндров. После нескольких нажатий на «спусковой крючок» пистолета индикатор должен вспыхнуть. Это признак того, что деталь работает. Если этого не произошло, элемент необходимо заменить.
Под корпусом пушки спрятан небольшой генератор, который является основным элементом, позволяющим проверить работоспособность фонаря. Преимуществом метода является возможность проверки без запуска двигателя и траты топлива. Прибор известен своей невысокой стоимостью (например, цена модели ТЕСТ-М колеблется в пределах двухсот рублей).
Пьезоэлемент от зажигалки
Приборы для проверки, которые можно сделать самостоятельно
Существует большое количество схем, по которым можно самостоятельно построить стенд, предназначенный для проверки свечей. Устройство, сделанное своими руками, поможет сэкономить. Эти устройства можно использовать многократно. Способ подходит для тех, кто интересуется дизайном и хочет утилизировать устройства собственного производства.
Проверка с помощью пьезоэлемента от зажигалки
Недорогой способ проверки — использовать инструмент, сделанный из простой зажигалки. Его необходимо демонтировать. Внутри устройства должен быть пьезоэлемент. Шнур, выходящий из этого модуля, можно удлинить.
Для проверки работоспособности свечи достаточно подсоединить провод к наконечнику свечи, а корпус пьезоэлемента присоединить к корпусу. После нажатия кнопки на пьезомодуле должна проскакивать искра. В противном случае деталь необходимо заменить. Конструкция простого самодельного тестера выглядит следующим образом:
Устройство имеет существенный недостаток. При работе на деталь оказывается давление. В пьезоэлектрическом тестере давление не создается. Поэтому результаты могут быть неверными.
Самодельное устройство для проверки свечей под давлением
Устройство, позволяющее такую проверку, имеет более сложную конструкцию. Но со сборкой справится даже новичок. Достать детали для самодельного разрядника несложно. Тебе понадобится:
- два шприца (один на 20 миллилитров и другой маленький для нанесения клея);
- гужон (должен соответствовать диаметру свечи);
- клей.
После приобретения всех деталей можно приступать к сборке. Процедура следующая:
- Отрежьте кончик шприца.
- На полученный срез наносится клейкое вещество.
- Устанавливается резьбовая втулка (гужон). Место крепления рекомендуется изолировать герметиком.
Стенд для проверки свечей зажигания
Для проверки детали необходимо вкрутить ее в резьбовую втулку, а затем подключить к ней высоковольтный провод. Закройте корпус элемента на землю. После этого двигатель необходимо запустить. Шприц позволит провести тест под давлением. Для этого нажмите на штамп. При наличии слабой искры, как и в случае ее отсутствия, деталь подлежит замене.
Таким образом, проверить работоспособность свечей сможет даже начинающий водитель. Вы можете использовать инструменты на рынке или сделать самодельный тестер. Важно помнить, что давление, оказываемое самодельными приспособлениями, может отличаться от давления, оказываемого на свечу во время работы.
Хотя такие приборы не позволяют обнаружить мелкие неисправности, с их помощью можно обнаружить полностью неработоспособную свечу.