Комфорт в гараже во многом зависит от того, насколько правильно сделан пол. Он должен быть прочным, надежным и устойчивым к влаге. Существует немного материалов, которые отвечают этим требованиям. Одним из самых распространенных является бетонный пол гаража. Для того чтобы он выполнял свою функцию, он должен быть изготовлен правильно. Как — мы подробно, шаг за шагом, опишем в этой статье.
Подготовка основания
Бетонный пол в гараже сделан по грунту. Но чаще всего сам грунт не является достаточно надежным и плотным основанием, поэтому требуется устройство основания — подушки из щебня и песка. Снятие верхнего слоя почвы до подпочвы — это первый шаг, который необходимо сделать. Плодородный слой удаляет органику и большинство микроорганизмов, а чистая подпочва содержит минимум.
Первый шаг к укладке бетонного пола в гараже — удаление верхнего слоя почвы.
Отметка нулевого уровня
Это позволит создать траншею определенной глубины. В него засыпают щебень и песок, но чтобы понять, достаточно ли он глубок или чрезмерен, нужно определить «нулевой» уровень пола. Удобно, если пол находится на одном уровне с порогом ворот. Часто они делают его чуть ниже порога, но тогда надо как-то делать отвод воды, а это будет обязательно, если не весной и осенью, то зимой, с талым снегом — точно.
Отметьте периметр стен как нулевой уровень пола. Удобнее всего это делать с помощью построителя плоскостей (электронного уровня или нивелира). Включите прибор на дисплее горизонтальной плоскости, установите его на необходимый уровень и нарисуйте на луче.
С лазерным уровнем легче работать
Если у вас нет лазерного уровня, используйте водяной уровень. Это не так удобно: приходится многократно перемещать метку вдоль всех четырех стен. Отметки соединяются прямой линией; вместо линейки можно использовать пузырьковый уровень и проверить правильность всех отметок одновременно.
С помощью водяного уровня перенесите метки на все стены
Расчет толщины слоев ПГС
В результате этой работы мы получили выемку и нулевую разметку пола. Теперь вы можете рассчитать толщину слоев, необходимых для достижения желаемой высоты. Начните с этих размеров:
- Оптимальная толщина бетонного пола в гараже (если стоит легковой или более легкий автомобиль) составляет 10 см;
- толщина слоя щебня — не менее 10 см;
- песок — не менее 5 см;
В итоге получается, что яма должна быть не мельче 25 см глубиной. И это без учета напольного покрытия. Если вы собираетесь обработать бетонный пол гидроизоляцией или краской, не стоит добавлять лишние сантиметры.
Конструкция бетонного пола в гараже
Как только мы получим конкретную цифру, мы сможем спланировать количество песка и щебня. Если слои очень большие, можно засыпать дно и уплотнить почву (но не плодородный слой). Если яма недостаточно глубокая, выкопайте еще немного камня.
Вы можете отметить стены гаража, чтобы проверить толщину слоев. Если гараж не слишком широкий — около 2 метров, то такой разметки будет достаточно. Если гараж шире, нужно поставить еще несколько кольев посередине и отметить их тоже. Все метки, разумеется, должны находиться в одной плоскости. Это опять же удобно делать с помощью нивелирной линейки. Другой способ — взять ровную доску или рейку и приложить ее к отметкам. Установите выравнивающую штангу на верхнюю часть доски/плиты. Если все сделано правильно, пузырь будет находиться посередине.
Если вы планируете сделать яму в гараже, самое время выкопать яму. Если у ямы будут кирпичные стены, вы можете сразу же залить в ней бетонный пол. Пока вы будете распределять бетон в гараже, яма наберет достаточный запас прочности, и стены будут готовы к заливке. Стены можно возводить после заполнения основания щебнем и песком.
Материалы для подсыпки
Для обычного бетонного пола гаража лучше взять щебень, а не гравий. Гравий с его закругленными краями никогда не уплотнится до необходимой степени. А если грунт под бетоном неустойчив, то даже толстая армированная плита растрескается. Поэтому мы импортируем щебень, средней и мелкой фракции. Средний 60-70%, остальное — хорошо.
Основание состоит из уплотненного щебня и песка.
Особых требований к качеству песка для подушки нет. Важно, чтобы в нем не было глиняных включений, но его можно (и нужно) просеивать перед укладкой.
Делаем подушку под бетонный пол
Прежде всего, необходимо выровнять дно котлована. Устраните неровности, заполните впадины, выровняйте. Не думайте, что в гараже можно сделать бетонный пол с неровностями. Это можно сделать, но тогда плита растрескается, и ее придется переделывать.
Теперь возьмите виброплощадку (ее можно взять напрокат) или ручную трамбовку и уплотните почву. По мере движения еще раз выровняйте самолет. Когда почва уплотнится, можно насыпать щебень. Не заполняйте весь объем сразу — 10 см не могут быть уплотнены должным образом. Максимальный слой — 5 см, но лучше всего 3-4 см. Заполните нужную часть, разложите, разровняйте (граблями), добиваясь примерно одинаковой толщины. Возьмите трамбовку или каток и уплотните его.
Лучше уплотнять с помощью компактора
Такое уплотнение щебня при изготовлении бетонного пола гаража очень важно — часть щебня вдавливается в грунт. Такое уплотнение делает грунт еще более прочным и повышает его несущую способность без проседания. Утрамбовка достаточна, если при наступании на поверхность не остается следов. Таким же образом все части щебня уплотняются до необходимой толщины.
Насыпьте песок поверх утрамбованного щебня. Его также делят на порции по 2-3 см. Особенность трамбовки песка: он должен быть влажным, говорят — посыпанным. Влажный песок утрамбовывается, опять же послойно.
Теперь стенки ямы, если она есть, можно утрамбовать. Они устанавливаются на одном уровне с полом или даже немного выше — таким образом, вы можете мыть машину прямо в гараже, не опасаясь, что в нее попадет вода.
Демпферный зазор
Бетонный пол над землей часто называют «плавающим полом». Это объясняется тем, что он выполнен без соединения со стенами конструкции. В этом случае стены и пол могут обрушиться или подняться независимо друг от друга и остаться целыми.
Чтобы пол в бетонном гараже не соединялся со стенами, проложите по периметру демпферную ленту (продается в магазинах DIY) или тонкие листы пенопласта (толщиной 10 мм), разрезанные на полосы. Ширина полос составляет 12-15 см — они должны немного выступать над финишным покрытием пола. Затем лишняя высота заслонки срезается заподлицо с полом.
Демпфирующая лента
Гидроизоляция пола из бетона в гараже
Сам по себе бетон не боится влаги, повышенная влажность вредна как для кузова автомобиля, так и для вещей и оборудования, которых в гараже очень много. Выбор гидроизоляционных материалов зависит от того, насколько близко расположены грунтовые воды и как высоко они могут подняться в определенный сезон.
Если грунтовые воды стоят высоко, можно не предпринимать никаких специальных мер по гидроизоляции, а положить на песок плотную полиэтиленовую пленку (плотностью 250 мкм, можно армированную, можно нет).В этом случае пленка больше нужна для того, чтобы влага из бетона не уходила в песок, чего допускать нельзя. Бетон не достигнет необходимой прочности и будет крошиться при недостатке влаги.
Укладка гидроизоляционной мембраны
Если уровень грунтовых вод высокий, лучше использовать более плотную и прочную гидроизоляцию, например, гидроизол или его аналоги. В любом случае мембранные панели укладываются внахлест — они перекрываются на 10-15 см. Чтобы свести к минимуму возможность проникновения воды, стыки проклеиваются двусторонней клейкой лентой, возможно, дважды (в начале стыка и в конце).
Гидроизоляция укладывается на стены, поверх демпферной ленты. Она временно закреплена там. После того как бетон залит и сформирован, его можно отрезать.
Армирование
Бетонные полы в гараже необходимо укреплять, так как они будут подвергаться огромным нагрузкам. Для автомобилей можно использовать готовую проволочную сетку диаметром 7-8 мм с размером ячейки 15 см. Для получения единой системы армирования куски проволочной сетки укладываются с нахлестом в одну клетку. Две сетки соединяются вместе с помощью пластиковых зажимов или специальной вязальной проволоки.
Пол гаража пропитывается гидроизоляционной мембраной, а поверх кирпичей укладывается арматурная сетка
Еще одно замечание — сетка должна находиться в толще бетона, более или менее посередине. Просто уложить его поверх мембраны будет неправильно — металл не будет корродировать внутри бетона, только если он находится на глубине не менее 3 см. Чтобы бетонный пол в гараже прослужил долго и не потрескался, сетку поднимают над гидроизоляцией на 3-6 см. Для этого существуют специальные опоры, но чаще всего используются половинки кирпича. Их толщина составляет всего 6 см. Подложите их под армирующую сетку, чтобы она не сильно провисала.
Установка маяков
Для того чтобы пол в гараже был ровным, его необходимо выровнять. Удобнее это делать с помощью специальной длинной доски, называемой «правилом» (ударение на букву «И» — от слова направо). В основе этой плиты лежат горизонтальные рейки, выровненные на определенном уровне. Они называются «маяками».
В качестве строительных лесов можно использовать любые плоские и длинные предметы. Это могут быть трубы, прутья или специальные фонари, которые продаются в магазинах DIY. Они должны быть выровнены по уровню бетонной плиты на стенах.
Расположите маячки от дальней стены по направлению к той, где установлена дверь (обычно вдоль длинной стены). Шаг установки на 25-30 см меньше длины правила. Если длина правила составляет 150 см, расстояние между носиками должно быть 120-125 см. Примерно в 30 см от стены устанавливается первый фонарь, за ним на указанном расстоянии — другие.
Бетонный пол в гараже заливается таким образом, с использованием плиточной стяжки.
Обычно они устанавливаются на островках из густо замешанного раствора. Уложите плиту немного выше, чем нужно, и вдавите в нее маяк, чтобы он находился на нужном уровне.
При установке маяков можно сделать небольшой уклон в бетонном полу в сторону двери (0,5-1 см на метр). В этом случае вода будет самотеком стекать с пола наружу. Обратите внимание, однако, что в этом случае требуется больше бетона — вам придется поднять край пола дальше от входа, но это компенсирует удобство использования.
На следующий день после заливки светофоры удаляются, пустоты заполняются раствором, и пустоты выравниваются до уровня ранее залитого пола.
Заливка бетоного пола в гараже
Марка бетона для пола гаража — M250. Он обладает более чем достаточной прочностью и морозостойкостью. Толщина плиты большая, поэтому даже для небольшого гаража требуется много раствора. Давайте подумаем: небольшой гараж размером 4 * 6 м с бетонным полом должен иметь толщину 4 м * 6 м * 0,1 м = 2,4 куб. м. Учитывая, что вам нужен уклон, это может быть от 3 кубических метров. Если вы сделаете это самостоятельно за один день, вам придется использовать две бетономешалки — одна не справится с работой. Вам потребуется достойная команда для выполнения этой работы.
Для смешивания бетона в бетономешалке нужна большая команда
На каждую бетономешалку требуется один человек. Это при условии, что все компоненты присутствуют и они также загружены в микшер. Если ингредиенты нужно транспортировать, то еще два человека. Кроме того, два человека будут перевозить бетон на площадку, а один — разравнивать его. Это довольно большая команда. Такой команде придется работать весь день. Даже если помощники бесплатны, их нужно кормить, кормить и кормить. Маловероятно, что такое соглашение позволит сэкономить значительную сумму денег по сравнению с заказом готовой бетонной смеси с завода. Если вы не работаете в одиночку, заливайте пол по частям. Это тоже возможно, но может привести к появлению трещин на стыках секций пола, залитых в один день. Вы можете уменьшить вероятность появления таких трещин, удалив образующуюся на поверхности затирку металлической щеткой.
Если вы решили заказывать бетон в бетономешалке, неплохо установить приемный лоток, который направит поток бетона в центр гаража. Из центра его уже легко распределить по всем углам, а затем растянуть правилом. Чтобы облегчить выравнивание бетона и повысить его марку, сразу после распределения его обрабатывают бетонным вибратором. Пузырьки воздуха сразу же выходят, бетон становится более гладким и сам заполняет все щели. Стяжка понадобится только для ориентации и, возможно, для частичного выравнивания.
Уход за бетоном
После заливки бетона, если на улице не слишком жарко, можно просто закрыть дверь гаража. Если есть окно, его следует закрыть, чтобы солнечные лучи не попадали на бетон. Если на улице слишком сухо и жарко, накройте бетон полиэтиленовой пленкой или влажным мешком.
Поливайте плиту каждый день в течение недели. На буревой ленте это сделать проще — ее можно поливать относительно небольшими струйками без особых проблем, и она будет выделять влагу в бетон. Если бетонный пол в гараже покрыт полиэтиленовой пленкой, ее следует снять перед поливом, а затем снова натянуть. При поливе в этом случае необходимо следить за тем, чтобы капли были мелкими — для этого нужна насадка с большим количеством отверстий. В любом случае, степень полива должна быть до равномерно влажного состояния (на это указывает темно-серый цвет поверхности), но без больших луж.
Утепленный бетонный пол в гараже
Есть два варианта — изолировать уже залитую плиту, заливая сверху стяжку (конструкция на фото ниже), или сделать изоляцию сразу, уложив ее под основную плиту.
Изолированный пол гаража
Если выбран второй вариант, то поверх гидроизоляционного слоя укладывается изоляция, а поверх нее — армирующая сетка. Остальной процесс заливки бетонного пола гаража аналогичен, только при расчете глубины котлована необходимо учитывать толщину изоляции.
В качестве теплоизоляции в этом случае рекомендуется использовать экструдированный полистирол (ЭППС) плотностью не менее 35 кг/м3. Он обладает очень хорошими свойствами, выдерживает высокие нагрузки, не впитывает и не пропускает воду или водяной пар. Поэтому он также является дополнительной пароизоляцией.
Для того чтобы изоляция не продавливалась колесами, хорошо уложить сверху слой геотекстиля. Это нетканая мембрана, которая используется в дорожном строительстве. Его функция заключается в распределении нагрузки, что как раз то, что нам нужно.
Минимальная толщина EPPP составляет не менее 5 см, лучше 8 см. Рекомендуется укладывать его в два слоя, размещая на стыках, чтобы лучше изолировать пол от грунта.